КУЛЬТУРА, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА
Культура – фундамент, на котором строится будущее государства, и важнейший источник развития общества. В современном
мире право на свободное творческое развитие каждого человека
должно стать одной из главных целей государственной политики.
Нашими основными задачами являются обеспечение равного
доступа граждан к образованию, достижениям культуры и цивилизации, преодоление существенного культурного разрыва между различными социальными группами.
Для их решения нам необходимо создать развитую культурную инфраструктуру, способствовать активизации гастрольной и
выставочной деятельности, внутреннего культурно-исторического
туризма, совершенствовать информационную среду.
Мы считаем развитие и финансовое обеспечение сферы
культуры абсолютным приоритетом.
Культурная и нравственная деградация – одна из самых больших опасностей для российского общества. Особую тревогу вызывает потеря интереса к чтению, утрата владения литературным
русским языком, рост неграмотности населения.
Государство обязано поддерживать все сферы творческой
жизни, которые воспроизводят традиции российского народа.
Только всесторонняя поддержка научного познания, образования
и просветительской деятельности со стороны государства может
остановить дальнейшую культурную деградацию.
Наша Партия будет добиваться неукоснительной реализации
«Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм
культурного самовыражения», а также строгого соблюдения законов РФ и международных соглашений по охране культурного
достояния страны.
Наша цель – сохранить национальную культуру страны
как источник творческого развития человека и современного
прогрессивного общества.
Партия считает необходимым:
• Принять новый федеральный закон «О культуре», закрепив в
нем механизм реализации права на свободный доступ каждого российского гражданина к отечественным и мировым культурным ценностям.
• Повысить долю финансирования культуры, искусства и кинематографии до 3% ВВП.
• Повысить оплату труда и уровень социальных гарантий работников государственных учреждений культуры до уровня государственных служащих.
• Поддержать творческие союзы как независимые организации,
обеспечивающие социальные и иные гарантии творческим работникам.
• Обеспечить на федеральном уровне дополнительными пенсионными выплатами и иными льготами обладателей званий
«Народный артист России», «Заслуженный артист России»,
«Заслуженный деятель культуры» и «Заслуженный работник
культуры».
• Создать полноценную культурную инфраструктуру – сеть детских музыкальных и художественных школ и клубов, библиотек, кинотеатров, домов творчества для взрослых, охватывающих все регионы России.
• Ускорить преобразование российских библиотек в сеть общедоступных информационно-культурных центров, оснащенных
современными информационными технологиями.
• Ввести ежемесячный день бесплатного посещения музеев для
всех граждан России.
• Ужесточить ответственность за разрушение или повреждение
памятников архитектуры, истории, археологии и культуры.
• Создать условия для развития краеведения, народных промыслов, ремесел, художественной самодеятельности.
• Обеспечить доступ к Интернету всем гражданам страны.
• Сформировать в сети Интернет национальное информационное пространство знаний путем создания виртуальных музеев, оцифровки библиотек и архивов, трансляции спектаклей и
концертов, расширения образовательных программ.
Нас чрезвычайно тревожит снижение уровня грамотности населения. Необходимы действенные меры по защите русского языка как государственного языка и языка межнационального общения, которые будут включать:
• Увеличение количества часов преподавания русского языка и литературы в школе и значительное повышение требований по ним.
• Введение специального тестирования по русскому языку для
работников СМИ и государственных чиновников.
• Создание условий для сохранения языков народов России, в
том числе путем переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России.
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Россия должна сохранить свое достойное место в развитии
мировой научной мысли. Системная поддержка фундаментальной
науки, внедрение в экономику высоких технологий, включая информационные, воспроизводство интеллектуального потенциала
и эффективное его использование в обществе – все это должно
стать приоритетным направлением государственной политики.
Потери отечественной экономики от «утечки умов» выше,
чем от вывоза капиталов. Молодые и талантливые кадры уходят
из науки и высокотехнологичных производств России, уезжая за
рубеж, работая на иностранные компании, находящиеся на территории России, или меняя сферу деятельности, как правило, на
менеджмент и оказание услуг, далеких от их научных изысканий.
Стоимость нематериальных активов на всю страну составляет
не более 100 миллиардов рублей, в то время как в развитых странах она составляет 30–35% общей капитализации.
Интеллектуальная собственность в России защищена крайне
слабо. Доля технологий пятого уклада крайне мала. Более 50% технологий относится к четвертому, а почти треть – к третьему укладу.
Государство обязано охранять и приумножать интеллектуальные и духовно-нравственные ценности народа, пресекать любые
проявления интеллектуального мародерства со стороны отечественных и иностранных предприятий.
Мы будем добиваться полноценного государственного финансирования фундаментальной науки и прикладных исследований в наиболее перспективных отраслях с целью устранить эксплуатацию интеллекта как дешевой рабочей силы и перейти к продаже интеллектуального продукта.
Необходимо расширить программы поддержки важнейших
системных ресурсов инновационного развития страны: отечественных научных школ, наукоградов, технопарков, технополисов,
«инкубаторов» новейших технологий, территорий опережающего
развития, выстраивая на их основе эффективную инновационную
систему.
В современном обществе интеллектуальная собственность
является капиталом, а интеллектуальный продукт активно вовлекается в коммерческий оборот. Следовательно, нужны новые рыночные структуры и регулирующие правила, которые помогали бы
доводить научную идею до стадии ее коммерциализации.
Наш принципиальный подход к проблеме интеллектуальной
собственности состоит в том, чтобы закрепить ее за автором, если она не относится к сфере обороны и безопасности. Разработчик должен получать свою часть дохода от реализации каждого конечного продукта, в котором использован его интеллектуальный вклад!
Мы будем добиваться, чтобы принятие крупных управленческих решений по вопросам развития науки и использования результатов научных разработок происходило с учетом мнения всего научного и педагогического сообщества страны.
Мы считаем необходимым:
• Увеличить долю инвестиций в инновационные и высокотехнологичные отрасли экономики до 50% от общего объема инвестиций. Ввести налоговые преференции для предприятий,
осваивающих инновационные технологии.
• Произвести полную оценку нематериальных активов государственных предприятий по современным методикам.
• Остановить «утечку умов», создав условия для привлечения и
закрепления в научно-техническом комплексе страны талантливой молодежи.
• Развивать исследовательскую деятельность отечественных
университетов. Финансирование вузовской науки должно
составлять не менее 50% от финансирования вузовских образовательных программ и не менее 20% от общего объема
финансирования науки гражданского назначения.
• Увеличить в 3–5 раз объем государственных научных стипендий и грантов.
• Создать надежные правовые механизмы защиты интеллектуальной собственности.
• Создать Министерство науки и высоких технологий.
Будущее страны – это культ знаний и инноваций.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритет партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – развитие качественной и общедоступной системы образования.
Образование мы рассматриваем как фундаментальную основу безопасности государства и развития личности в современном
информационном обществе, основанном на экономике знаний.
Образование – это не сфера услуг. Это системообразующий институт государства. Инвестиции в образование – это инвестиции в
человеческий капитал.
Решение проблем в сфере образования признано одной из
приоритетных государственных задач. Однако бессистемные попытки модернизировать содержание процесса общего образования ведут к перегрузке педагогических работников и учащихся.
Вызывает обеспокоенность тенденция на сокращение образовательных учреждений. Унификация и объединение школ разного
уровня на основе принципа подушевого финансирования фактически разрушает систему специализированного школьного образования. Развернувшаяся кампания по массовому сокращению и
немотивированному объединению вузов и профессиональных образовательных организаций ведется без учета потребностей экономики и мнения профессионального сообщества.
Особую озабоченность вызывает отсутствие равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным ресурсам общества. Практически отсутствует система социальной поддержки студентов из малообеспеченных и
проблемных семей.
Развитие системы платных школ и вузов, рост доли платных
образовательных услуг не может происходить за счет сокращения
бесплатного государственного образования или за счет снижения
его качества.
Задача школы – готовить молодежь для жизни в обществе,
передавать ей социальный опыт, духовное и культурное наследие
предыдущих поколений, воспитывать молодых граждан России.
Российское образование должно соответствовать высоким
мировым образцам, не теряя лучших национальных традиций.
Наша цель – восстановить традиции отечественного образования, сделать Россию лидером в формировании современных образовательных стандартов.
Мы считаем необходимым:
• Увеличить расходы на образование и науку до 7% ВВП.
• Сделать добровольным участие российских вузов в Болонской
системе. Отменить положение об обязательном переходе на
двухступенчатую систему высшего образования. Не допустить
перевода магистратуры на платную форму обучения.
• Сделать сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ) добровольной. Отменить ЕГЭ как всеобщую форму аттестации
выпускников школ и вступительного экзамена в вуз.
• В качестве альтернативы ЕГЭ для выпускников из сельской
местности и небольших городов создать выездные государственные комиссии по приему вступительных экзаменов в
вузы во всех центрах федеральных округов.
• Обеспечить возможность поступления в вузы выпускников
школ из сельской местности и небольших городов, внедрив
для них специальные квоты и систему льгот.
• Создать в каждом населенном пункте, где насчитывается не
менее 20 детей дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение. Не допускать закрытия малокомплектных сельских школ.
• Увеличить количество бюджетных мест в вузах.
• Повысить оплату труда и уровень социальных гарантий педагогических работников до уровня государственных служащих.
• Добиваться повышения оплаты труда работников учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательных организаций.
• Наделить педагогических работников правом:
– на получение единовременного пособия в размере двух
должностных окладов при увольнении в связи с выходом
на пенсию или по инвалидности;
– на получение надбавок к должностным окладам в размере
3% за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательной организации, на
первое число каждого месяца;
– на доплаты или соответствующее увеличение размеров
окладов за наличие ученой степени;
– на скидку в размере 50% от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение не реже, чем один раз в пять
лет;
– на скидку в размере 50% от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры
и бесплатное их посещение при сопровождении обучающихся;
– при уходе в длительный отпуск сроком до одного года получать оплату за этот период в размере не менее 50% от
средней заработной платы.
• Поднять размер стипендий до величины не менее 50% от прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом
по Российской Федерации с последующим переходом в расчетах на социальный стандарт потребления.
• Добиться бесплатного проезда в общественном транспорте
для школьников и студентов.
• Возродить систему профтехобразования на новой информационно-технологической основе.
• Добиваться повышения финансирования и обеспечения доступности для семьи с любым доходом учреждений детского
дополнительного образования (музыкальных, танцевальных,
художественных школ) и спортивных школ. Каждый ребенок
в возрасте от 5 до 18 лет должен иметь возможность осваивать дополнительные образовательные программы в объеме
не менее 120 часов в год.
• Содействовать распространению здоровьесберегающих технологий в системе образования.
• Принять государственную программу обеспечения социальным жильем молодых специалистов, учителей, научно-педагогических работников.
Необходимо ввести систему госзаказа вузам по подготовке и
направлению специалистов на предприятия, определяющие обороноспособность страны, национальную безопасность и экономическую независимость.
Воспитать конкурентоспособных специалистов можно лишь в
едином научно-образовательном комплексе, при постоянном обновлении научных знаний. Поэтому необходимо последовательно
добиваться интеграции высшего образования с академической наукой. Главным потенциалом общественного развития сегодня выступает интеллектуальный капитал и возможность инвестировать
его в реальные отрасли экономики, что обеспечивает лишь высокотехнологичная качественная и доступная система образования.